Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

баланчин джордж

Энциклопедический словарь

Баланчи́н Джордж (Balanchine), настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе (1904-1983), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе, брат А. М. Баланчивадзе. В 1921-1924 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Баланчин создал новый тип бессюжетного балетного спектакля, содержание которого вырастает из музыкального произведения. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на её основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»). Среди постановок: «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, «Блудный сын» С. С. Прокофьева (обе 1929), «Серенада» на музыку П. И. Чайковского (1934), «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (1947).

* * *

БАЛАНЧИН Джордж - БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-1983), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович). В 1921-1924 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»).

* * *

БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [9 (22) января 1904, Санкт-Петербург - 30 апреля 1983, Нью-Йорк], американский хореограф, создатель нового направления в классическом балете 20 в., во многом определившего развитие хореографического театра США.

Семья, учеба, первые постановки

Из семьи музыкантов, сын М. А. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович), брат А. М. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Андрей Мелитонович). В 1914-1921 обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании принят в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Я. Сибелиуса, «Ориенталия» Ц. А. Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы А. А. Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 поставил танцы в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Э. Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу.

В труппе С. П. Дягилева

В 1924 Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет С. П. Дягилева» (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА). Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода - спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» А. Соге (1927) и др. В поставленном им балете «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929) ощущалось влияние В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич), балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, К. Я. Голейзовского (см. ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославович). Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры И. Ф. Стравинского.

В Америке

После смерти Дягилева (1929) Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок - «Семь смертных грехов» (текст Б. Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка Ф. Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна переехал в Америку.

В 1934 Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе - труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка П. И. Чайковского; в редакции 1940 - один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара - «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений. К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.

Новаторство Баланчина

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Ф. Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Около 30 постановок осуществлено Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка П. Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Ч. Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка А. Веберна, 1959). Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Дж. Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1962 и 1969).

Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 в., не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972.

Энциклопедия Кольера

БАЛАНЧИН Джордж (Balanchine, George)

ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН (справа) И НУРИЕВ (слева)

ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН (справа) И НУРИЕВ (слева)

(1904-1983), русско-американский хореограф, новатор. Баланчин считается выдающимся хореографом 20 в., он вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами. В своих новаторских постановках Баланчин использовал, в частности, современную музыку разных стилей. Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын известного грузинского композитора (и брат не менее известного композитора Андрея Баланчивадзе), родился в Петербурге 22 января 1904. В 1914 он поступил в Петроградское театральное училище, в 1921 окончил его и был принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива "Молодой балет", он ставил там свои номера, которые исполнял вместе с Т.Л.Жевержеевой (позже известной как Тамара Жева), А.Д.Даниловой, Л.А.Ивановой, Н.П.Ефимовым и др. В 1924 при содействии певца В.П.Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Затем их пригласил С.П.Дягилев, и Баланчин стал следующим, после Б.Ф.Нижинской, хореографом труппы "Русского балета Сергея Дягилева". Он осуществил десять постановок, в том числе балет Аполлон Мусагет (музыка И.Ф.Стравинского, 1928). С этого времени началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского. Именно Дягилев придумал для Баланчивадзе европеизированный вариант его имени - Баланчин. После смерти Дягилева (1929) труппа "Русский балет" распалась. В 1933 Линкольн Керстайн пригласил Баланчина для создания Школы американского балета и труппы "Американский балет". С 1935 по 1938 "Американский балет" работал в нью-йоркской "Метрополитен-опера". В 1936 Баланчин поставил балет Убийство на Десятой авеню (Slaughter on Tenth Avenue) в составе мюзикла Роджерса и Харта На пуантах (On Your Toes), что послужило началом тенденции к серьезному танцу на Бродвее. В 1940 Баланчин стал гражданином США. В 1941 для латиноамериканских гастролей американской труппы "Америкен балле караван" он создал два самых знаменитых своих спектакля - Балле Импириал (Ballet Imperial, на музыку Чайковского) и Кончерто барокко (Concerto Barocco, на музыку И.С.Баха). В 1944 и 1946 Баланчин сотрудничал с "Русским балетом Монте-Карло". Две работы Баланчина сделаны для "Балле тиэтр" - Школа вальса (Waltz Academy, на музыку В.Риети, 1944) и Тема с вариациями (на музыку Чайковского, 1947). В 1946 Баланчин и Керстайн основали труппу "Балле сосаети", которая в 1948 стала называться "Нью-Йорк сити балле". В репертуаре труппы преобладали его постановки, среди которых: Орфей (музыка И.Ф.Стравинского, 1948), Блудный сын (музыка С.С.Прокофьева, 1959), Вальс (музыка М.Равеля), Шотландская симфония (на музыку Ф. Мендельсона) и Метаморфозы (на музыку П.Хиндемита, 1952), Щелкунчик и Лебединое озеро (музыка П.И.Чайковского, 1954), Square Dance (на музыку А.Вивальди и А.Корелли) и Агон (музыка И.Ф.Стравинского, 1957), Симфония Гуно и Семь смертных грехов (музыка К.Вайля, 1958), Модерн Джаз (на музыку Г.Шуллера) и Электроника (музыка Р.Гассмана и О.Сала, 1961), Дон Кихот (музыка Н.Набокова, 1965); восемь балетов для организованного труппой фестиваля Стравинского в 1972; Венские вальсы (на музыку И.Штрауса-сына, Ф.Легара и Р.Штрауса, 1977). Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983.

См. также БАЛЕТ.

ЛИТЕРАТУРА

Гаевский В.М. Дивертисмент. М., 1981

Гуманитарный словарь

БАЛАНЧИ́Н Джордж (Жорж Баланчивадзе Георг. Мелитонович) (1904-83) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1921 (кл. Л. Леонтьева). В 1921-24 артист Гос. Академич. т-ра оперы и балета; среди ролей: Жан ("Жавотта"), Амун ("Египетские ночи"), Буффон ("Щелкунчик"), Половчанин ("Половецкие пляски"). Первые балетмейстерские опыты Б. относятся к школьным годам, позже в Петрограде ставил танцы в операх, драм. спектаклях; один из организаторов группы "Молодой балет". После отъезда за границу Б. в 1924-29 артист и балетмейстер "Рус. балета Дягилева"; пост. 10 балетов, в т. ч. "Аполлон Мусагет" (1928, комп. И. Стравинский) и "Блудный сын" (1929, С. Прокофьев). Ставил балеты в "Рус. балете Монте-Карло" (1932), "Балете 1933" и др. С 1934 в США. Здесь организует Школу амер. балета и на ее основе свой т-р - "Нью-Йорк сити бэлей". Среди б. чем 100 пост. наиб. известны балеты: на муз. П. Чайковского - "Серенада" (1935), "Тема с вариациями" (1947), И. Стравинского - "Игра в карты" (1937), "Орфей" (1948), "Агон" (1957), И. С. Баха - "Кончерто барокко" (1941), Ж. Бизе - "Симфония" (1948). Один из крупнейших хореографов 20 в., чьи пост. идут во всех балетных труппах мира. Наиб. оригин. часть наследия Б. - одноактные бессюжетные балеты в лучших традициях хореогр. симфонизма М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина, Ф. Лопухова. Принципиальным для Б. был отказ от сюжетности в пользу пластичной выразительности развитого классич. танца.

Полезные сервисы